Весной этого года я рассказывал вам об игре Xenoblade Chronicles, которая вышла в 2010 году для консоли Nintendo Wii, а в 2015 была перенесена на карманную консоль Nintendo 3DS. Пришёл черёд изучить следующую игру масштабной саги Xeno гениального японского гейм-дизайнера Тэцуи Такахаши. Сегодня я расскажу вам об игре Xenoblade Chronicles X для консоли Nintendo Wii U, которая хоть и вышла только 4 декабря, но уже успела завоевать сердца десятков тысяч поклонников жанра JRPG по всему миру.
В Японии Xenoblade Chronicles X вышла 29 апреля 2015 года, но американским и европейским игрокам пришлось ждать начала декабря, так как объёмы японского текста и голосов персонажей в игре были просто огромными. Отделы локализации Monolith Soft и Nintendo, отвечающие за перевод игры на английский, буквально зашивались в стремлении как можно быстрее выпустить игру за пределами Страны восходящего солнца. «День X» настал, и я заполучил в своё распоряжение цифровую копию долгожданной игры. Дистрибутив её весит более 22 гигабайт, что довольно критично, если ваша консоль Nintendo Wii U уже под завязку забита другими играми.
Напомню, что максимальный объём встроенного накопителя этой приставки равен 32 ГБ. Чтобы не испытывать дискомфорта – подцепите к консоли внешний жёсткий диск и устанавливайте игры на него. Если же вы приобрели дисковую копию игры – у вас может возникнуть другая проблема: слишком медленные подгрузки данных с диска. Чтобы избежать подобного дискомфорта, вы можете скачать из Сети специальные пакеты данных (для установки потребуется около 15 ГБ) на внутренний накопитель консоли. Поверьте мне, это сэкономит вам кучу времени в процессе прохождения. Ну вот, игра установлена на консоль, и можно начинать.
Сюжет Xenoblade Chronicles X никак не связан с предыдущей игрой 2010 года. Начинается всё в 2054 году, когда неподалёку от Земли разворачивается масштабная битва между двумя инопланетными расами. Правители крупнейших стран понимают, что дело пахнет жареным, и инициируют проект «Исход», в рамках которого часть населения вводится в состояние криогенного сна и на гигантских кораблях-ковчегах покидает родную планету. Предчувствие оказалось верным: в пылу сражения инопланетяне уничтожают колыбель человечества, а вместе с ней и большую часть ковчегов, пытающихся улизнуть от врага.
Лишь одному космическому кораблю удаётся покинуть зону конфликта невредимым. Им стал американский ковчег «Белый Кит», стартовавший из Лос-Анджелеса. В течение долгого времени он бороздил просторы космоса, но инопланетные агрессоры выслеживают корабль и открывают по нему огонь на поражение. Спасаясь от врага, «Белый кит» терпит крушение в атмосфере неизвестной планеты. Жилой отсек отсоединяется от горящего остова корабля и приземляется на поверхность. А самое страшное в этой катастрофе то, что большая часть капсул с людьми, пребывающими в состоянии криогенной заморозки, оказывается разбросана по поверхности незнакомой планеты.
Главный герой Xenoblade Chronicles X, в отличие от Шулка из предыдущей игры, не наделён индивидуальностью, а полностью создаётся с помощью фантазии игрока в редакторе персонажей. Вы выбираете имя, пол, голос, настраиваете внешность и приступаете к прохождению игры. Всё начинается спустя два месяца после крушения «Белого Кита» в атмосфере планеты, которую люди назвали Мира. Главного героя извлекают из уцелевшей криогенной капсулы. Его спасительницей оказывается смуглая девушка Эльма, руководящая одним из военных подразделений BLADE – организации, защищающей остатки человечества в непростых инопланетных условиях.
Оказалось, что выжившие земляне довольно быстро смирились со своим незавидным положением и решили терраформировать новую планету под собственные нужды. Родного дома у них больше нет, поэтому хочешь не хочешь, а придётся начинать жизнь с чистого листа. Огромный круглый жилой отсек, отделившийся от «Белого Кита» был назван Новым Лос-Анджелесом, по его периметру расставили хорошо вооружённых военных для защиты от враждебных форм жизни, а сотрудники восьми подразделений организации BLADE денно и нощно исследуют просторы Миры в поисках ценной информации, ресурсов, артефактов и утерянных капсул с выжившими людьми. Человечеству предстоит практически с нуля устроить свою жизнь в довольно негостеприимных условиях, в которых оно оказалось по воле случая.
Если вы думаете, что игра, подобно другим современным ролевым проектам, будет с вами сюсюкаться, то сильно заблуждаетесь. В отличие от предыдущей игры 2010 года, в которой буквально каждые пару минут перед вами возникали подробные иллюстрированные инструкции, в Xenoblade Chronicles X большую часть хитростей игрового процесса игрок должен будет раскрыть для себя самостоятельно. Вам объясняют лишь базовые принципы и механики. И это, на мой взгляд, весьма сомнительный шаг. Подобная нарочитая сложность в освоении может отпугнуть большую часть современных игроков. Конечно, вы можете открыть и прочесть электронную инструкцию, прилагающуюся к игре, но вряд ли многие пользователи до этого догадаются. А ведь там немало бесценных подсказок, способных многократно облегчить вашу жизнь.
Главного героя торжественно принимают в ряды организации BLADE, и с этого момента он получает доступ к выполнению различных заданий, за которые получает несколько видов наград. Миссии делятся на четыре категории. Первая – это сюжетные задания, которые необходимо выполнять, чтобы развивать основную историю игры. Но не всё так просто, так как чтобы получить доступ к очередной сюжетной главе, необходимо соответствовать определённым требованиям. К примеру, прокачать своего персонажа до 13-го уровня или же исследовать 15% поверхности планеты. Если вы думаете, что сможете с наскока пробежаться по игровому сюжету — не тут-то было! Чтобы узнать, что будет дальше, вам предварительно придётся исследовать новую планету вдоль и поперёк, и это не понравится тем людям, кто любит получать всё и сразу.
Второй тип миссий – базовые. Базовые миссии игрок может брать на особой электронной доске объявлений, расположенной перед солдатскими бараками в Новом Лос-Анджелесе. За один раз вы можете взять не более 20 заданий, которые представляют собой на первый взгляд незамысловатые квесты: найти и убить 5 монстров определённого типа, уничтожить особо мощного монстра, которых люди прозвали «тиранами», или собрать на просторах Миры 5 растений/минералов/деталей. Если с монстрами всё понятно и регион, в котором они обитают, хоть как-то отмечен на карте, то со сбором ингредиентов всё очень и очень плохо. Вам называют лишь континент планеты, где эти ингредиенты можно обнаружить, и всё. Учитывая, что в игре все предметы выглядят одинаково, как светящиеся голубые кристаллы, найти и собрать нужное количество чего-либо конкретного невероятно сложно. Подобные задания способны порядком потрепать нервы игрока и даже вывести его из себя.
Третий тип квестов – задания, которые вы можете получить у NPC, обитающих в Новом Лос-Анджелесе и за его пределами. Эти миссии куда более разнообразны и интересны, нежели базовые задания, поэтому лучше всего качать своих персонажей с их помощью. Четвёртый тип миссий – это «сближающие задания». Практически любые действия игрока влияют на его близость с другими персонажами. Со временем ваше духовное родство с членами вашей команды вырастет до такого уровня, когда можно будет выполнить задание, раскрывающее интересную информацию об их прошлом и внутреннем мире. Такие квесты никак не влияют на ход сюжета, однако вы сможете куда лучше погрузиться в атмосферу Xenoblade Chronicles X и узнать много нового о своих друзьях. Второй момент, который меня смутил в местной системе квестов, это невозможность прервать выполнение некоторых из них. Вы просто не можете взяться ни за что другое, пока не закончите определённые задания. Это крайне неудобно и вызывает серьёзный дискомфорт.
Планета Мира настолько гигантская, что исследовать её можно на протяжении сотен часов. Лишь чтобы закончить основной сюжет, вам понадобится около 60 часов. А чтобы исследовать игровой мир полностью, будьте готовы высвободить в своём графике до 300 часов времени (самое быстрое на сегодняшний день прохождение игры на 100% отняло у игрока почти 210 часов). Инопланетный мир населён сотнями удивительных существ, от совершенно крошечных до гигантских, рядом с которым ваши герои будут выглядеть, словно игрушечные солдатики. Пейзажи планеты просто поражают воображение: вы увидите светящийся в ночное время суток тропический лес, огромные водопады и загадочные руины древних цивилизаций, окажетесь в поле, усеянном белоснежными одуванчиками, побываете в залитой солнцем пустыне и на бескрайних зелёных лугах. Работа художников Monolith Soft не перестаёт удивлять вас ни на секунду, даже когда вы провели в игре уже не один десяток часов.
При всей визуальной красоте, игре элементарно не хватает мощности консоли Wii U, чтобы развернуться по полной. Шутка ли, уместить столько данных всего в 1 ГБ доступной разработчикам оперативной памяти приставки (ещё 1 ГБ требуется для работы операционной системы). Подобные ограничения приводят к тому, что вдалеке игрок видит лишь самые крупные объекты, вроде декораций и огромных монстров. Средние и мелкие объекты возникают буквально в паре десятков метров перед вами, что постоянно напоминает нам о техническом отставании Nintendo Wii U от своих конкурентов. Обладая трёхъядерным центральным процессором с тактовой частотой 1,24 ГГц, консоль выдаёт на экран достаточно качественную картинку в разрешении 720р со стабильными 30 fps. Сразу видно, что разработчики очень старались выжать максимум из имеющегося в их распоряжении железа. А ещё меня поразило, что в процессе прохождения я не столкнулся ни с одним даже самым незначительным багом. Nintendo всегда славилась своими тестерами и QA-командой.
Интерфейс – одно из самых больных мест игры. Экранные шрифты настолько мелкие, что даже на экране моего 47-дюймового телевизора с расстояния в 2,5 метра читать их было практически невозможно. Нужно либо сидеть вплотную к телевизору, либо играть на мониторе. Большую часть игрового времени экран усеян десятками шкал, символов, иконок и тоннами надписей, отчего в центре остаётся лишь небольшой незанятый участок, сквозь который вы видите красоты Миры и своих персонажей. Меню в игре многоуровневое и такое запутанное, что вы можете в нём легко заблудиться. Порой, чтобы найти нужную вам функцию, приходится довольно долго рыться в его дебрях, чтобы в итоге обнаружить искомое в самом неожиданном месте. Спустя десятки часов после начала игры вы можете внезапно наткнуться на функцию, которой вам так не хватало на протяжении нескольких дней. Всё это сильно раздражает, однако со всем этим можно жить.
На тачскрине игрового контроллера Wii U Gamepad отображается стилизованная карта мира, разбитая на небольшие шестиугольники. Во время исследований Миры игрок сможет устанавливать в каждом из этих гексагонов специальные зонды, которые мало того, что расскажут вам больше о содержимом соседних шестиугольников, так ещё и могут периодически приносить вам определённое количество наличности или ценного минерала «мираниума». Правильно расставляя зонды определённой разновидности по карте мира, вы сможете довольно быстро преумножить своё состояние и значительно облегчить прохождение игры, так как цены в местных магазинах просто космические, а пользоваться ими вам рано или поздно придётся.
Полученный с зондов мираниум вы можете переводить на счёт оружейных компаний Нового Лос-Анджелеса, а они используют его для разработки новых видов оружия, которые затем появятся в местных магазинах. Вы также можете крафтить оружие самостоятельно или улучшать уже существующее с помощью ингредиентов, мираниума и специальных камней, увеличивающих тот или иной параметр. Система с камнями хорошо знакома тем, кто играл в Xenoblade Chronicles 2010 года выпуска, так что освоиться с игрой для таких игроков не составит труда. А вот новичкам придётся несладко, так как у них может сложиться впечатление, что они начали смотреть некий сериал сразу с 100-й серии. Напоминаю, что никто вам все эти нюансы объяснять не станет.
Боевая система игры также схожа со своей предшественницей из Xenoblade Chronicles. Случайных битв в этой игре вы не встретите (сюжетные поединки не в счёт). Представители фауны планеты Мира делятся на три категории: мирные, стадные и агрессивные. Мирные пасутся на лугах, щиплют травку и никого не трогают. Стадные никогда не нападут на вас первыми, но если заметят, что вы атаковали их сородича, немедленно прибегут к нему на помощь. А агрессивные монстры набросятся на вас, как только увидят. Игрок может сам решить, атаковать ли ему мирных и стадных существ, но вот от агрессивных, особенно если их уровень значительно превышает ваш, лучше держаться подальше.
После начала битвы ваш персонаж начинает автоматически атаковать ближайшего противника. У вас в наличии есть оружие дальнего и ближнего боя. Оружие ближнего боя наносит один мощный удар, а оружие дальнего боя совершает множество быстрых, но слабых выстрелов, сумма от урона которых приблизительно равна урону от оружия ближнего боя. При этом практически нет никакой разницы, на каком расстоянии от противника вы находитесь, так как он ударит вас в любом случае, даже если вы от него очень далеко. Помимо стандартных атак в распоряжении каждого персонажа есть набор так называемых артов или специальных атак. Комбинируя арты в правильной последовательности, вы можете нанести противнику огромный урон, только помните, что после использования, каждый арт требует времени на перезарядку. У каждого арта есть две шкалы перезарядки, так что если вы подождёте, когда заполнятся обе, – его мощность возрастёт в два раза.
Одни арты используют оружие дальнего боя, к примеру, вы может выстрелить из подствольного гранатомёта, а другие – оружие ближнего боя. Определённые арты временно повышают характеристики ваших персонажей или понижают показатели противника. Некоторые арты работают лучше всего, если атаковать врага сбоку или сзади, а с помощью особых атак можно сбить противника с ног и в этом положении нанести ему максимальный урон. Каждый арт можно прокачать с помощью зарабатываемых в бою Battle Points, увеличив его эффективность или уменьшив время перезарядки. Со временем герои будут получать новые арты, а игрок должен будет составлять из них наборы, которые позволят персонажам быть на голову выше врагов во время боя.
В бою с каждым ударом растёт шкала «напряжения» между персонажами и врагом, измеряющаяся в Tension Points. Чем больший урон нанёс персонаж монстру, тем больше монстр злится на него и переключает всё своё внимание на него. Вы можете отвлечь внимание противника на себя, используя специальный арт, если вдруг остальным членам вашей команды приходится несладко. Как только шкала TP заполнится на 100%, вы сможете активировать режим Overdrive, в котором все арты перезаряжаются гораздо быстрее, а также у них появляется третья шкала перезарядки, после заполнения которой вы сможете нанести врагам до 400% от обычного урона.
С ростом уровня персонажи получат доступ к смене своего класса. Все начинают игру в качестве «странников», затем вам становятся доступны классы «охранника», «нападающего» и «коммандоса», каждый из которых также разветвляется на два дополнительных подкласса. Каждый класс даёт определённые преимущества в бою, включая уникальные арты, и позволяет вам в совершенстве освоить различные виды оружия. Когда вы освоите один класс, можно будет освоить следующий, так что со временем, сочетая полученные знания, можно сделать из своих персонажей практически неуязвимых бойцов. Вообще, складывается ощущение, что в этой игре можно прокачивать буквально всё, только вот с ходу разобраться во всём этом у вас не получится при всём желании.
Помимо классов существуют ещё и внутренние подразделения BLADE, коих в игре 8 штук. Игрок в самом начале игры должен выбрать, какое из направлений развития нового общества на планете Мира ему импонирует больше всего. Вы можете стать «Следопытом» и исследовать новую планету, устанавливая исследовательские зонды в разных её уголках и открывая новые локации, а можете примкнуть к «Гончим», которые наносят превентивные удары по особенно опасным монстрам, если те приближаются к городу. Можно стать «Старателем» и добывать ценные минералы, а можно посвятить себя закону и порядку, став «Примирителем» (аналогом полицейского) в городе Новый Лос-Анджелес. Занимаясь деятельностью своего подразделения, вы будете повышать его уровень профессионализма, а также получать ценные награды и навыки, позволяющие вам эффективнее исследовать планету Мира. Остальные игроки также выполняют подобные задания, поэтому в конце каждого дня подводятся итоги: сотрудники подразделение, которое показало себя лучше остальных, получают дополнительные бонусы.
Не забывайте общаться со всеми NPC, которых встретите во время путешествий по бескрайним просторам Миры. Некоторые из них могут предложить вам очень интересные квесты, а с другими можно просто побеседовать на самые разные темы. Во время диалогов игроку часто предлагают два варианта ответа, чтобы вы могли сформулировать свою позицию по данному вопросу согласно своим взглядам на мир. Имейте в виду, что ваши ответы будут влиять на отношение ваших боевых товарищей к вам. Если ваше поведение будет импонировать им, ваша близость усилится, если же вы будете вести себя по-свински, это приведёт к разладу в ваших рядах. А ещё ваши напарники во время боя подсказывают вам, какие арты сейчас следует использовать, чтобы нанести врагу максимальные повреждения. Прислушайтесь к их совету, и ваша близость также усилится.
Что меня поразило в Xenoblade Chronicles X помимо визуальных красот, так это шикарная музыка японского композитора Хироюки Савано, знаменитого работой над такими анимационными сериалами, как Sengoku Basara, Attack on Titan и Mobile Suit Gundam Unicorn. В звуковой дорожке игры, состоящей из 55 треков, переплетаются эпичные оркестровые композиции, ритмичная электроника, неспешные этнические мотивы, а также вокальные партии различных японских исполнителей. Поначалу меня немного напрягало наличие в саундтреке композиций с элементами хип-хопа, но с этим я быстро смирился, так как в здешней музыке всё равно преобладает красивый женский вокал, который я так люблю. Вообще, наличие вокала в OST японских ролевых игр – явление крайне редкое и лично для меня весьма приятное. Удивительно было прочитать в западной игровой прессе, что музыкальное оформление Xenoblade Chronicles X многих журналистов разочаровало. В корне не согласен со своими коллегами. Музыка является одной из самых сильных составляющих этой игры.
Где-то ближе к середине игры вам станут доступны гигантские боевые роботы «Скеллы», которые буквально преобразят весь игровой процесс. Эти роботы позволят вам вступать в бой с самыми огромными обитателями планеты Мира и даже нападать на опасных монстров, которые на 10 уровней опытнее ваших персонажей. Скеллов, как и всё остальное в Xenoblade Chronicles X, можно прокачивать и обвешивать различным оружием. От сочетания улучшений будет зависеть список доступных вам в бою артов. Каждый Скелл способен трансформироваться в транспортное средство, на котором вы можете колесить по просторам Миры, а ещё на Скеллах вы сможете добраться до недоступных прежде мест, ведь они умеют летать. Главное, не забывайте смотреть на уровень топлива в баке вашего робота и вовремя его заправлять. Вы можете приобрести в магазине готового Скелла за приличную сумму, выбрав подходящую вам модель, или же собрать своего собственного при условии, что у вас есть необходимые чертежи.
Удивительно, но в этой игре существует своя собственная система достижений. То и дело в верхнем левом углу экрана выпрыгивает окошко, радостно сообщающее вам, что вы выполнили необходимые условия для получения очередного трофея. Напомню вам, что Nintendo Wii U – единственная консоль текущего поколения, которая до сих пор не поддерживает никакие системы достижений или трофеев. Разработчики решили исправить это недоразумение и создали свою собственную систему внутри игры, чтобы игроки не чувствовали себя ущемлёнными. Вообще, думается мне, что следующее поколение стационарных консолей Nintendo таки поддастся моде и будет поддерживать ачивменты. А ждать анонса мифической системы Nintendo NX, судя по последним слухам, осталось совсем недолго.
Порой кажется, что игра невероятно сложна. К примеру, вы сражаетесь с врагом своего уровня, а мимо прогуливается тиран, который с двух ударов укладывает на лопатки всю вашу команду. Подобные ситуации в Xenoblade Chronicles X происходят сплошь и рядом. Но не следует из-за этого отчаиваться и опускать руки. Во-первых, в игре нет никакого штрафа за смерть в бою. Вам не придётся начинать игру с записи, вместо этого вы очнётесь в ближайшей ключевой точке карты, которую успели открыть ранее. Поэтому всё происходит по схеме: погиб в бою, возродился неподалёку, настроил арты, надел свою лучшую броню, взял в руки лучшее оружие и вновь бросился в бой. При этом после смерти вы не теряете ни собранных предметов, ни накопленного опыта. Если же вы, например, никак не можете победить мощного босса, игра тактично поинтересуется у вас: не желаете ли вы временно снизить сложность игрового процесса, чтобы преодолеть это препятствие на своём пути? Вы можете смело воспользоваться этим предложением – никаких наказаний за это в игре не предусмотрено. Подобная адаптивность игры к пользователю вызывает глубокое уважение к разработчикам.
В Xenoblade Chronicles X присутствуют и онлайновые режимы, которые должны значительно разнообразить процесс исследования чужой планеты. В самом начале вам предлагают выбрать один из трёх режимов: проходить игру в гордом одиночестве, позволить присоединяться к вашему миру другим игрокам, или же проходить игру с друзьями из своего Friend List. Если вы выберете второй вариант, то время от времени вам будут доступны миссии, в которых можно объединиться с другими игроками и отправиться бить морду особенно мощным чудовищам, на которых в одиночку страшно смотреть даже издалека. Ещё вы можете с помощью специального сервиса арендовать за деньги аватар какого-либо высокоуровневого игрока, который в течение определённого времени будет плечом к плечу с вами сражаться с мощными противниками. Вы тоже можете выставить свой аватар на этой виртуальной бирже. Если другие игроки воспользуются им в своих путешествиях, то по их итогам вы получите различные приятные бонусы.
Плюсы:
- Перед нами одна из самых красивых видеоигр для Nintendo Wii U.
- Гигантский открытый мир, который можно исследовать месяцами.
- Невероятно проработанная флора и фауна планеты Мира.
- Боевая механика, восхищающая своей продуманностью и глубиной.
- Просто невероятное количество разнообразного игрового контента.
- Великолепная и очень разноплановая музыка Хироюки Савано.
- Крутые мехи, преображающие игровой процесс в середине игры.
- Система крафтинга, а также гибкая настройка всего и всея в игре.
- Поначалу очень сложно, но игра ловко адаптируется под игрока.
- Необычные и очень приятные сетевые режимы.
Минусы:
- Очень скудное обучение. Игрок вынужден учиться всему сам.
- Игровой интерфейс чрезвычайно перегружен и запутан.
- Объекты возникают буквально в нескольких метрах от игрока.
- Мелкий шрифт очень сложно читать на экране телевизора.
- Серьёзные проблемы с миссиями по сбору ингредиентов.
- Невозможность прервать выполнение некоторых квестов.
- В игре доступен единственный слот для сохранения.
Когда ты садишься играть в Xenoblade Chronicles X, время словно перестаёт существовать. Ты буквально исчезаешь из жизни на дни, недели, месяцы, при этом игра категорически отказывается тебе наскучивать. И да, это ещё один серьёзный повод приобрести консоль Nintendo Wii U, если вы до сих пор не сделали этого. Удивительно видеть подобный проект в наши дни, ведь считалось, что жанр JRPG окончательно и бесповоротно мёртв. У Monolith Soft получилась невероятно огромная, глубокая и продуманная до мелочей игра, освоить которую сможет не каждый. Но если вы изучите все её нюансы, то вырвать вас из этого фантастического мира сможет разве что следующая игра серии Xeno. Не знаю, продлится ли моя любовь к Xenoblade Chronicles X вечно, но эта игра точно займёт почётное место в моей коллекции. 9 баллов из 10.